Ходовая часть автомобиля включает в себя переднюю и заднюю подвеску, балки мостов и несущую раму (при их наличии), колёсные диски и шины. Для современного легкового автомобиля с несущим кузовом (без рамы) под ходовой частью в основном понимают именно переднюю и заднюю подвеску и колёса.
Назначение ходовой
Основная функция подвески (как главной системы ходовой части) – гасить колебания кузова при движении автомобиля по неровностям дороги. Также ходовая часть фактически соединяет колёса и кузов автомобиля в кинематически единую цепь и обеспечивает его движение по дороге.
Признаки неисправности
В целом, любые неисправности узлов ходовой части выдают себя стуком, скрипом, вибрацией – особенно при движении на небольших неровностях. Дефекты защитных колпачков или пыльников можно выявить при визуальном осмотре. А слабину/износ соединительных узлов (втулок, сайлентблоков, шаровых опор, наконечников рулевых тяг и пр.) определяют «подергиванием» вывешенных колёс или простым покачиванием кузова неподвижного автомобиля.
В движении определить ту или иную неисправность деталей ходовой части можно по следующим признакам:
- шум/скрежет из-под днища автомобиля;
- резкий стук подвески при движении по неровностям (классический пример – преодоление «лежачих полицейских»);
- длительная раскачка кузов уже после преодоления неровностей;
- «клевки» автомобиля при разгоне и/или торможении;
- значительные крены кузова на поворотах;
- раскачка кузова при равномерном движении;
- повышенный износ шин;
- увод, «мотание» автомобиля в стороны при прямолинейном движении;
- «зуд» на руле при движении по неровностям;
- затруднённое руление;
- «перекос» руля (когда он повернут, хотя автомобиль едет по прямой).
Эти и другие признаки однозначно характеризуют наличие неисправностей, и необходимость срочного ремонта ходовой части автомобиля. Ещё большую точность в определении характера неисправности может дать профессиональная диагностика ходовой.
Диагностика ходовой части автомобиля проводится с целью выявить неисправности тех или иных узлов на ранней стадии – чтобы вовремя отрегулировать и/или заменить детали и не допускать прогрессирующего износа. Поскольку ходовая испытывает значительные нагрузки (особенно при эксплуатации автомобиля по плохим дорогам) и включает сравнительно много узлов и деталей, грамотная диагностика ходовой части автомобиля позволяет точно выявить «проблемные» детали.
Ниже представлены обязательные работы, которые выполняются при диагностике ходовой части автомобиля (цена работ будет зависеть от конкретного сервиса, однако их перечень должен быть по возможности полным!):
- проверка состояния амортизаторов (включая определение остаточного ресурса);
- оценка состояния опорных чашек пружин;
- контроль слабины/люфта шаровых опор, наконечников рулевых тяг, втулок стабилизаторов;
- тщательный осмотр/проверка целостности защитных колпачков и пыльников (ШРУСов, шаровых опор и др.);
- проверка состояния резиновых элементов (сайлентблоков, наконечников тяг и стабилизаторов);
- оценка износа подшипников ступиц;
- определение остаточного износа тормозных дисков/барабанов;
- проверка тормозных накладок/колодок;
- оценка износа шин, состояния колёсных дисков;
- обязательная проверка целостности передних тормозных шлангов!
Сколько стоит диагностика ходовой части автомобиля? Цена полностью определяется уровнем сервиса и применяемым инструментом. «Гаражные умельцы» будут готовы предложить «ручную» диагностику. Правда достоверных цифр износа амортизаторов или тормозных механизмов при простом покачивании автомобиля определить всё-таки невозможно. Поэтому качественная диагностика ходовой должна проводиться только на современном компьютеризированном вибростенде. Профессиональный автосервис обязательно располагает таким оборудованием!
Замена деталей/ремонт ходовой автомобиля
Ремонт ходовой части автомобиля заключается в замене изношенных/неисправных деталей, а также в регулировке кинематических узлов (к примеру, передних конических ступичных подшипников, развала/схождения колёс и т.п.).
Ремонт и диагностика ходовой части проводятся друг за другом: в процессе диагностики ходовой выявляются неисправные детали, которые затем заменяются новыми при ремонте ходовой. Цена услуги, в случае грамотно проведённой диагностики, будет оптимальной – за счёт замены именно тех деталей, ресурс которых действительно исчерпан полностью.
Ремонт ходовой части может включать:
- протяжку соединений подвески, регулировку углов установки колёс (развала и схождения);
- замену узлов подвески: пружин, амортизаторов (или стоек целиком – для подвесок типа McPherson), шаровых опор, сайлентблоков;
- при сильном повреждении подвески могут потребовать замены рычаги, стабилизаторы и даже опорные чашки стоек (с их срезкой и последующей вваркой в кузов);
- замену наконечников рулевых тяг;
- регулировку/замену ступичных подшипников (или ступиц целиком);
- проверку состояния шин (включая доведение до нормы давления в шинах) и момента затяжки колёсных болтов.
В целом, грамотно проведённая диагностика и ремонт ходовой части автомобиля значительно повышает безопасность его эксплуатации и комфорт от вождения.
Что необходимо сделать на автомобиле
Правила «хорошего тона» предполагают, что автомобиль предоставляется на диагностику или ремонт ходовой чистым. Поскольку работа с подвеской всегда предполагает вывешивание колёс (подъём автомобиля), то чистым должен быть не только кузов, но и колёсные арки, днище. Желательно тщательно вымыть и моторный отсек – поскольку современные авто содержат электронные системы (стабилизации, АБС и пр.), датчики которых располагаются в том числе на колёсах и ступицах, а провода протянуты в подкапотном пространстве.
Рекомендуемые дополнительные действия
Поскольку диагностика и ремонт подвески проводятся на поднятом автомобиле со снятыми колёсами, в процессе работы логично охватить и другие узлы, находящиеся в поле досягаемости. К ним относятся: тормозные диски и колодки, тормозные шланги, пыльники ШРУСов, узлы крепления опор глушителя и т.п. Эти и другие элементы проверяются визуально (а также путём «лёгкого подёргивания») на предмет наличия неисправностей. Которые тут же имеется возможность устранить
Срок службы узлов ходовой части
Подвеска автомобиля – это едва ли не самая высоконагруженная система, испытывающая к тому же агрессивное воздействие окружающей среды (пыли, грязи, воды и химических реагентов с дороги). Кроме того, узлы и детали ходовой части подвержены дополнительному износу от «рваного» или неумелого стиля вождения. Всё это приводит к тому, что указать точный ресурс отдельных элементов практически невозможно, поскольку это зависит от комплексного воздействия множества факторов. Поэтому ниже приведены лишь ориентировочные цифры, обычно указываемые заводом-изготовителем в качестве ресурса узлов ходовой части:
- рычаги и пружины подвески – 100 тыс. км пробега;
- сайлентблоки – до 100 тыс. км;
- амортизаторы – около 30 тыс. км;
- шаровые опоры – 15-30 тыс. км;
- ступицы и подшипники – от 100 тыс. км;
- стабилизаторы – до 80 тыс. км;
- рулевые тяги – около 50 тыс. км.
Чем грозит несвоевременный ремонт?
Ходовая часть автомобиля оказывает решающее влияние на его поведение на дороге (устойчивость и управляемость). Поэтому любая неисправность узлов или деталей ходовой – это угроза активной безопасности! Кроме того, ходовая часть влияет на комфорт при движении и удовольствие от вождения. А эти параметры очень важны для настоящего автолюбителя!
Игнорирование даже малейшего дефекта ходовой (к примеру, прохудившегося пыльника) приводят к быстрому износу узла от контакта с дорожной грязью. А изношенный узел тут же «убивает» соединённые с ним детали – и так далее по нарастающей. В результате, прогрессирующий износ всех ходовой части и резкое удорожание итогового ремонта!
Именно поэтому, своевременная и грамотная диагностика ходовой, а также профессиональный ремонт обеспечивают реальную экономию и гарантированную страховку от серьёзных повреждений автомобиля.
Не будет преувеличением сказать, что в составе ходовой части нет второстепенных узлов. И любая, даже самая маленькая гайка – чуть ли не главная деталь! Это значит, что при ремонте ходовой автомобиля не следует экономить на запчастях и приобретать дешёвые компоненты. Выше было сказано, что отказ отдельных деталей вызывает прогрессирующий износ остальных узлов. В итоге качественный амортизатор или шаровая опора всё равно «полетят» от поломки/расслоения малозаметной упругой шайбочки! Поэтому советуем ещё раз: при ремонте ходовой используйте только качественные запчасти. И доверяйте работу профессиональному автосервису!
Интересные факты
Среди автолюбителей и «домашних тюнеров» очень распространено желание устанавливать «растяжки» под капотом. Которые якобы повышают жёсткость кузова и улучшают управляемость автомобиля, придавая ей спортивные черты.
Однако на практике статическая жёсткость кузова мало влияет на удовольствие от езды – управляемость в большей степени зависит от динамической жёсткости. Это означает, что все элементы ходовой части (будь то пружины или сайлентблоки) должны обладать сбалансированной характеристикой и работать как единое целое. Именно тогда подвеска автомобиля оказывается «сбитой», «упругой» и «спортивной». А установка растяжки может не дать эффекта, если при этом одна какая-нибудь втулочка или сайлентблок «задубели» от износа и портят всю картину!